Движение - ключ к обучению детей

 

Двигательная активность в раннем возрасте дает детям необходимые навыки, которые закладывают основы для сложных процессов мышления. Это связано с тем, что движение стимулирует все  области человеческого мозга, важные для обучения. При рождении мы запрограммированы физически развиваться в определенной последовательности. При этом этапы развития двигательных навыков коррелируют со стадиями развития мозга. Движения и качество движений на каждом этапе развития будут определять темпы роста мозга ребенка и силу фундамента для дальнейшего его обучения. Таким образом, многие движения не только делают нас физически активными, но и важны для установления основных нейронных связей, необходимых для обучения.

 

 

Мозг ожидает определенных движений в определенном возрасте

 

Движение имеет важное значение для активации, а затем для торможения первых врожденных рефлексов и созревания постуральных рефлексов (рефлексы постуральные – это рефлексы, обеспечивающие поддержание определенного положения тела или его части (например, ноги, руки) в пространстве).

В первые месяцы жизни дети осуществляют первые движения именно благодаря врожденным рефлексам и постепенно учатся  контролировать эти движения уже осознанно. Рефлексы дают толчок к тому, что младенцы учатся двигаться, развивать баланс, удерживать головку.

Эти движения способствуют созданию в мозге новых нейронных связей, которые создают прочную платформу для развития мышления и обучения более высокого уровня. Этот процесс можно сравнить с ростом дерева. Если корневая система и ствол сильны, то у дерева будут здоровые прочные ветви с обильной листвой, цветами и фруктами. 

Как это в будущем может повлиять на процесс адаптации к школьной жизни? Благодаря исследованию, проведенному в Великобритании (наблюдали за детьми с рождения и до 5 лет включительно), было обнаружено, что дети, чьи моторные навыки были превосходными в течение первых девяти месяцев - другими словами, это дети, которые много двигались и много ползали - с большей вероятностью станут теми, кому будет легко учиться в школе. В обратном же случае, когда ребенок недостаточно двигается, центральная нервная система остается недостаточно развитой. Такой ребенок скорее всего столкнется с трудностями в налаживании контактов со сверстниками,  несмотря на высокий уровень интеллектуального развития.

Мозг нуждается в движении, поскольку он стимулирует всю сенсорную систему

 

Наши органы чувств посылают информацию об окружающей среде, о том, что происходит вокруг, в наш мозг. Таким образом, мозг узнает не только о том, что происходит вокруг, но и о том, как лучше реагировать на те или иные сигналы окружающего мира. Чем больше «практики» получит нервная система при «получении и отправке» сообщений, тем более эффективным станет процесс обучения.

Как это помогает учиться в школе? Дети, которые хорошо чувствуют свое тело, движения которых скоординированы, дети, у которых развито чувства баланса и  равновесия, более усидчивы и дольше могут удерживать внимание. Им легко сосредотачиваться, выполнять требуемые академические задания, не отвлекаясь. Дети, которые не знают своего тела, рискуют стать неуклюжими, их движения нескоординированы. Эти дети будут бороться за автоматизацию многих движений, что замедлит процесс познания.

Мозгу необходимо движение, чтобы подготовить зрительную и слуховую системы к требованиям школьного обучения

 

Во время движения дети развивают визуальные навыки восприятия и визуальные двигательные навыки, и чем они эффективнее к тому времени, когда ребенок приходит в школу, тем успешнее ребенок будет читать, писать, тем выше будут его общие достижения.

Нейронаучные исследования подтверждают, что движение в раннем возрасте, музыкальные навыки способствуют развитию вербальной памяти и грамотности.